Урочные и неурочные формы занятий физическими упражнениями
Физическое воспитание детей школьного возраста проводится в учебных заведениях различного типа (школа, гимназия, лицей), во внешкольных заведениях и в семье.

В настоящее время выделяют следующие формы занятий физи­ческими упражнениями: урочные и неурочные.

Урочные формы - это школьные уроки физической культуры и учебно-тренировочные занятия в секциях. Главными особенностями урочных форм являются:
• обязательность для всех школьников;
• систематичность и непрерывность проведения занятий;
• относительно однородный по возрасту и подготовленности со­став занимающихся;
• коллективная двигательная деятельность занимающихся;
• наличие квалифицированного руководства педагогом в течение точно установленного времени; • проведение в специально отведенном месте (спортивный зал, ста­дион, бассейн);
• возможность решения всего комплекса задач физического воспи­тания, что должно обеспечить требуемый уровень здоровья, фи­зического развития и образования.
Основной формой физического воспитания школьников являются уроки физической культуры. Они обеспечивают общую физическую подготовленность занимающихся. Школьники знакомятся с типичными видами физических упражнений, изучают основы техники различных видов спорта, достигают более высокого уровня развития физических качеств.

Уроки физической культуры проводятся не менее двух раз в неде­лю продолжительностью до 45 мин каждый, их содержание определя­ется программами. Они включены в школьное расписание, как и все другие учебные предметы.
Каждый урок имеет общепринятую структуру, в нем выделяют под­готовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть направлена на начальную организацию занимающихся, функцио­нальную и психологическую подготовку к предстоящей работе. В ос­новной части решаются задачи обучения технике различных двига­тельных действий, развития физических качеств, овладения основами знаний. Заключительная часть предназначена для постепенного сни­жения физической нагрузки на организм занимающихся и организован­ного завершения урока.
В зависимости от того, что взято за основу классификации, суще­ствуют различные виды занятий урочного типа. Так, по целевой на­правленности выделяют уроки общего физического воспитания и уро­ки специализированного физического воспитания; по дидактическим задачам — вводные, уроки изучения нового материала, уроки совер­шенствования изученного материала, контрольные, смешанные.
Неурочные формы
Кроме урочных форм, в физическом воспитании широко представ­лены и неурочные формы организации занятий. Они направлены на укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности, ор­ганизацию активного отдыха, а также на развитие двигательных спо­собностей, умений и навыков.
Среди физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в старших классах выделяют гимнастику до учебных за­нятий, занятия физическими упражнениями на удлиненных переменах. Внеклассная работа по физическому воспитанию представлена заня­тиями в спортивных секциях (по гимнастике, легкой атлетике, спортив­ным играм и т. д.) и группах общей физической подготовки. Физкуль­турно-массовые и спортивные мероприятия представлены днями здоровья и спорта, физкультурными праздниками, туристическими по­ходами и слетами.
Во внешкольных заведениях (ДЮСШ, спортивных клубах и т. д.) занятия физическими упражнениями проводятся в форме учебно-тренировочных уроков, которые являются добровольными.
Различными формами организации физического воспитания в семье могут быть:
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (ут­ренняя гимнастика, закаливающие процедуры)
самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физической культуре;
игры, прогулки, походы, спортивные развлечения;
участие в семейных соревнованиях
Вопросы для самопроверки
1. Какие формы проведения занятий физическими упражнениями вы знаете?
2. Расскажите о главных особенностях урочных форм.
3. Каковы структура и виды уроков физической культуры?
4. Чем характеризуются неурочные формы организации занятий?
5. Какие формы организации выделяют в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, во внеклассной работе и в семье?
Подписать работу
Made on
Tilda